Всегда надо помнить, что Айкидо Сэйсинкай - это не набор техник, а Путь Стратегии. Именно это подняло и отделило Айкидо Сэйсинкай от других стилей Айкидо и дзю-дзюцу. Конечная цель того, что постигается в додзе Айкидо Сэйсинкай, состоит именно в передаче ментальных принципов, способов мышления. Отталкиваясь от физических форм, эти ментальные принципы затем вновь проверяются на физическом уровне, теми техниками и действиями, которые демонстрирует сэнсэй и его дэси.
Айкидо Сэйсинкай, как разновидность рю, предлагает своим последователям методы изменения своего внутреннего состояния, своего мировоззрения и направления приложения своей внутренней силы.
Несмотря на то, что стратегия Айкидо Сэйсинкай будет часто рассматриваться через техники кэн-дзюцу, вы не должны относиться к ним как к простым приемам рукопашного боя или фехтования. Суть заключается в том, что в Японии все стратегии, методы обучения им были разработаны через техники фехтования на мечах, и, в основном, до сих пор так и преподаются. Этот метод обучения был перенесен О-сэнсэем также и на Айкидо. Но также следует понимать, что это и самый легкий и быстрый способ научиться стратегии. Для некоторых современных людей искусство фехтования может показаться довольно архаичным и абсолютно ненужным в наш век ракет и пушек. Но следует знать, что на протяжении многих веков в Японии мастера меча назывались хэйхо дзин (стратег). Это уже в наше время на техниках владения мечом стал делаться настолько сильный акцент, что концепция стратегии была забыта. Но именно в искусстве фехтования Айкидо Сэйсинкай нашло те методы тренировки, которые позволяют достичь необходимой концентрации внимания и фокусировки сознания в необходимом направлении. Если убрать фактор опасности, как, например, в кэн-до, то ученик сможет получить хорошую физическую подготовку, но его внимание будет блуждать, чего никогда не случается на занятиях в кэн-дзюцу. Здесь следует сделать небольшое отступление. Все знают, что в Айкидо, как и в кэн-дзюцу, на тренировках используют боккэн. Многие считают его игрушкой. Но метод тренировок с боккэнами не менее опасен, чем с синкэнами. Боккэн в руках мастера - это мощное оружие, которое легко раздробит любую кость противника. Вспомним знаменитого Миямото Мусаси, который в своих последних боевых поединках использовал именно боккэн. Главная причина, по которой в кэндзюцу используется боккэн, - это бережное отношение к своему настоящему мечу, на полировку которого иногда уходит несколько тысяч долларов, и нежелание повредить меч в упражнениях, где лезвия мечей сталкиваются. Именно фактор бережного отношения к оружию, а не соображения личной безопасности, диктует использование боккэнов.
Прежде надо отметить, что стратегия - это инструмент. Независимо от того, каким методом пользуется человек, он должен быть мастером в его использовании.
Но вернёмся к Айкидо Сэйсинкай. Использование в тренировочном процессе мечей позволяет ученикам на все сто процентов включиться в работу со своим партнером. А для ученика, изучающего стратегию, это является основным требованием. Когда человек использует меч, он получает именно те ощущения, которые необходимы ему для успешной внутренней трансформации. Вообще в Айкидо даже голой руке, которую используют для нанесения ударов, дали название "тэгатана" - "рука-меч", чтобы подчеркнуть необходимую ментальную настройку. Но сейчас мы рассмотрим ещё один важный вопрос. Айкидо Сэйсинкай - это уникальный вид самозащиты. Но в чём же эта заключена уникальность Айкидо Сэйсинкай, если практически все боевые искусства провозглашаются высокоэффективными методами самозащиты? Это отличие - в Основах стратегии.
Можно выделить следующие принципиальные особенности Айкидо Сэйсинкай:
1. С практической точки зрения,
Айкидо Сэйсинкай - это искусство только самозащиты. Айкидо Сэйсинкай построено
только на ответных действиях и ставит в основу стратегии защиту от не
спровоцированной атаки. Ибо атака в Айкидо Сэйсинкай для нанесения увечий не
применяется. Если приёмы Айкидо Сэйсинкай выполняются на достаточно высоком
уровне мастерства, то физический ущерб, нанесённый атакующему, обычно
практически отсутствует. Главная заповедь Айкидо Сэйсинкай: "Не дай себя
ударить, но и не наноси ударов по противнику".
2. Постоянное применение понятия
хара или "Центра" человека, как источника ки, внутренней энергии. Ки
- это неотъемлемый атрибут Айкидо Сэйсинкай. Без энергии ки Айкидо Сэйсинкай
просто нет. Существуют широчайшие возможности применения этой энергии в более
широком контексте, чем в относительно ограниченном мире боевых единоборств (в
том числе и лечебной практике).
3. Айкидо Сэйсинкай присущи ярко
выраженные оригинальные стратегии, отличительной чертой которых является акцент
на кругообразность или "сферичность" всех действий.
Позже мы более подробно рассмотрим эти отличительные признаки Айкидо Сэйсинкай, а сейчас продолжим наш экскурс по основам стратегии.
В первую очередь отметим, что для
разных людей Айкидо Сэйсинкай обозначает очень разные вещи. Для большинства
практикующих Айкидо Сэйсинкай - это, прежде всего, эффективное искусство
самозащиты, направленное на нейтрализацию любого вида агрессии (физической,
энергетической, психологической или ментальной). Но этот уровень понимания
присущ тем, кто находится на начальном этапе освоения Айкидо Сэйсинкай. На более
высоком уровне Айкидо Сэйсинкай может стать для человека Искусством
Согласования - всеобъемлющим и бесконечным процессом объединения и согласования
своего духа и тела. Еще на более высоком уровне Айкидо Сэйсинкай может стать
философией Интеграции - гармоничного взаимодействия человека с Вселенским
Разумом, гармоничного развития человека на пути дальнейшей космической
эволюции. Всего этого можно достичь, занимаясь Айкидо Сэйсинкай.
Хорошо изучив самого себя,
человек может уверенно применить накопленный опыт для защиты от нападения.
Существует древнее японское высказывание, которое гласит: "Чтобы хорошо
обороняться, необходимо хорошее знание противника". Но противник - это
такой же человек, что и вы. Поэтому, изучив себя, вы можете перенести знания на
своего противника и применить их в нужном ракурсе. В результате практики
самопознания и познания Основ бытия и взаимодействия человека с окружающим
миром, возникает глубокое понимание взаимодействия таких парных факторов, как
причина-следствие (закон Кармы), действия-противодействия (закон Соответствия),
дух-тело (закон Единства), полнота-пустота (закон Циклов). Такое понимание в
сочетании с постоянными практическими занятиями искусством самозащиты приводит
к тому, что человек постигает связь этих факторов в повседневной жизни, а не
только в пределах додзе.
"Пока вы не постигли
подлинный Путь буддизма или иной религии, вы можете полагать, что жизнь этого
мира правильна и гармонична. Но если вы посмотрите на вещи непредвзято, с точки
зрения высших законов, вы увидите, что многие учения уводят людей прочь от
подлинного Пути. Глубоко постигните этот дух, основание которого - решимость, а
действие - подлинный Путь. Используйте стратегию широко, верно и открыто.
Когда вы задумаетесь о вещах в
широком смысле и выберете пустоту в качестве Пути, вы постигнете Путь как
пустоту. В пустоте есть добродетель и нет порока. Мудрость обладает
существованием, принцип обладает существованием, Путь обладает существованием,
дух обладает пустотой".
Именно поэтому все факторы практик Сэйсинкай называют одним емким словом "Путь". Ступая на него, вначале человек движим лишь сугубо утилитарным желанием научиться эффективной самозащите. Но затем, по мере продвижения по Пути, этические принципы, заложенные в этом Пути, приводят его в "великую страну", где искусство самозащиты превращается в Искусство Согласования, искусство, которое направлено на гармонизацию противоположностей внутри себя, а не разрушение в любой из его форм.